Аккумуляторы автомобильные в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет аккумуляторов для автомобилей

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в «Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей» Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 «Товары и материалы», субсчет 5 «Запасные части». Читайте также статью: → «Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту — списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → «Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании — от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 — отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 — отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) — отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 — списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 — отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 — отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов — счет 91.1. Читайте также статью: → «Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:

Дт 91.1 Кт 10 — отражена стоимость продаваемого аккумулятора

Дт 62 Кт 91.1 — отражена непосредственная реализация аккумулятора

Дт 51 (50) Кт 62 — отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора

Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов — при их покупке или в момент начала эксплуатации?

Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?

Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.

Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?

Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Звонок в один клик
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7(812) 309-13-76

Аккумуляторы автомобильные в бухгалтерском учете

Документ : Автомобильные аккумуляторы: новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

Автомобильные аккумуляторы:
новое в учете, хранении, эксплуатации и списании

23 февраля 2006 года был принят Закон Украины № 3503-IV “О химических источниках тока” (далее — Закон), который установил основы правового регулирования в этой специфической сфере. Так ли уж необходим был Украине данный Закон — это, конечно большой вопрос. Судя по тому, сколь неспешно принимаются подзаконные акты к нему,- не так уж он и нужен. Ведь до сих пор не изданы даже лицензионные условия для тех видов деятельности, которые в соответствии с Законом подлежат лицензированию (хотя лицензии получать необходимо, поскольку орган лицензирования Кабмином назначен).

Собственно говоря, первый нормативный акт, изданный во исполнение данного Закона, появился только сейчас: 25 июля 2008 года прошли регистрацию в Минюсте Правила эксплуатации аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранссвязи Украины от 02.07.2008 г. № 795 (далее — Правила).

Этот документ распространяется на всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с

“изготовлением, транспортировкой, применением, обслуживанием, ремонтом, хранением и передачей на утилизацию химических источников тока, в частности аккумуляторных свинцовых стартерных батарей, применяемых в колесных транспортных средствах и специальных машинах, выполненных на их шасси, в частности для питания специального оборудования”.

Под действие Правил не подпадают лишь:

— аккумуляторы*, применяемые в троллейбусах, мотоциклах и мотоколясках, а также химические источники тока номинальной мощностью менее 7 А/час, интегрированные (встроенные) в колесные транспортные средства и специальные машины, выполненные на их шасси;

— аккумуляторы колесных транспортных средств специального назначения, в частности эксплуатируемых подразделениями МВД, Минобороны, МЧС, СБУ и Госпогранслужбы Украины;

— аккумуляторы гоночных и спортивных автомобилей, а также транспортных средств, изготовленных более 30 лет назад и имеющих коллекционную ценность.

Правила состоят из десяти разделов и полутора десятков приложений. Раздел I, как водится, дает толкования терминов, расшифровку используемых аббревиатур, а также обширный перечень национальных, межгосударственных, международных и региональных стандартов (ДСТУ, ГОСТ, EN, IEC и т. д.), применяемых в аккумуляторном деле. Затем в разделах II–VII идет подробное описание технических вопросов, связанных с выбором аккумуляторов, подготовкой их к применению, эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом, а также хранением и транспортировкой.

Но особый интерес представляют три последних раздела, посвященные учету наработки, оборота и списания аккумуляторных батарей, подготовке отработанных аккумуляторов к сдаче на утилизацию, а также вопросам гарантийного обслуживания и ремонта. Рассмотрим их подробнее.

На каждый аккумулятор на предприятии заводится отдельная карточка учета (приложение 12 к Правилам), в которой отражаются наработка и оборот такого аккумулятора. Карточками занимается специально назначенное должностное лицо предприятия.

Учет наработки аккумуляторов ведется в условных месяцах продолжительностью 30 суток и в километрах пробега транспорта либо в моточасах использования транспортного средства или специального оборудования, которое питается от аккумулятора.

Наработка определяется ежеквартально как разность между текущим и предыдущим показаниями счетчика пробега или моточасов наработки. Заметим, что суммарная наработка за год или на момент списания должна быть выражена в каких-нибудь одних единицах, поэтому по аккумуляторам, которые эксплуатируются в разные периоды в составе автомобилей и в составе спецоборудования (и учитываются то в километрах пробега, то в моточасах), наработка в конечном итоге определяет в километрах. При этом 1 моточас условно приравнивается к 25 км пробега.

Перестановка аккумулятора с одного транспортного средства на другое или применение его в специальном оборудовании тоже отражается в карточке с указанием даты перестановки.

Если аккумулятор используют не с начала текущего года, то в колонках для записи наработки предыдущих кварталов ставят прочерки. Если же аккумулятор временно не используется, то в колонке для записи квартальной наработки пишут слово “хранение”.

Для учета аккумулятора, прошедшего капремонт, заводится отдельная карточка.

Карточки можно вести и в электронном виде. В таком случае они распечатываются и подписываются только при смене водителя (оператора) или лица, ответственного за учет, а также для оформления заключений комиссии по вопросам учета наработки, оборота и списания аккумуляторов.

Такая комиссия, созданная по приказу руководителя предприятия, определяет фактическое техническое состояние каждого аккумулятора и решает его дальнейшую судьбу: сдать в ремонт, направить претензию продавцу (производителю, сервисному центру по гарантийному обслуживанию и/или ремонту), списать, передать на утилизацию и т. п.

Списанию подлежат аккумуляторы, попавшие в одну из трех категорий:

— исчерпавшие установленный ресурс, то есть отработавшие положенное число моточасов (километров пробега) и в результате естественного износа дошедшие до состояния, в котором дальнейшая их эксплуатация экономически нецелесообразна или опасна;

— утратившие потребительские свойства, то есть непригодные для эксплуатации вследствие физического износа, неисправимого недостатка, повреждений или по другим причинам;

— достигшие предельного технического состояния, но не исчерпавшие установленный ресурс. Предельное состояние аккумулятора определяется по результатам проверки мощности, которая проводится в соответствии с приложением 13 к Правилам “Определение предельного состояния АБ”.

Эти категории различаются способами документального оформления. В последних двух такое решение оформляется отдельным актом списания, к которому прилагается карточка учета. В первой же сама оформленная карточка служит актом списания аккумулятора.

Исправные составные части списанных аккумуляторов (блоки электродов, моноблоки, крышки, полюсные выводы, перемычки и т. п.) при необходимости используются для ремонта других аккумуляторов и содержатся на балансе как запасные части.

После списания аккумулятора карточку учета на него хранят по меньшей мере в течение трех лет.

Сдача на утилизацию

По большому счету, главной целью принятия Закона о химических источниках тока было урегулирование вопросов, связанных с утилизацией аккумуляторов, поскольку используемые в них вещества и материалы (свинец и его соединения, кислоты и т. п.) представляют собой весьма серьезную угрозу окружающей природной среде.

В Правилах вопросам утилизации посвящен раздел IX, в соответствии с которым отработанные (списанные) аккумуляторы и их составные части, выведенные из эксплуатации, должны передаваться на утилизацию специализированному предприятию, имеющему необходимую лицензию.

Руководитель каждого предприятия, эксплуатирующего аккумуляторы, назначает ответственное лицо, которое ведет журнал учета и оборота отработанных аккумуляторов (приложение 14 к Правилам). Его функции, кстати, может выполнять тот же человек, который оформляет карточки учета. В число обязанностей такого ответственного работника входит:

— сортировка отработанных аккумуляторов (по правилам ДСТУ 3211-95) и их учет;

— ежемесячное информирование руководителя о количестве отработанных аккумуляторов;

— своевременная сдача их непосредственно на специализированное предприятие для утилизации или предприятию-перевозчику для транспортировки;

— контроль за возвратом специализированной тары;

— учет и хранение документов, подтверждающих факт сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию.

Разделом IX Правил установлены технические требования к местам и способам хранения отработанных аккумуляторов. В частности, указывается, что аккумуляторы разных сортов хранятся отдельно, без смешивания. Не допускается загрязнение их черными металлами, неметаллическими примесями и т. п. Аккумуляторы, содержащие опасные вещества, размещаются отдельно.

Аккумуляторы с неповрежденными моноблоками должны содержаться на специально оборудованных площадках или в помещениях, а поврежденные отработанные аккумуляторы и их отдельные части — в кислотостойких контейнерах. Правда, допускается хранение отработанных аккумуляторов в одном помещении с аккумуляторами, пригодными к применению (при соблюдении необходимых условий).

Любопытное указание имеется в п. 9.9 Правил: предприятиям и организациям, применяющим аккумуляторы в составе колесных транспортных средств, предписано сдавать на утилизацию отработанные аккумуляторы не позднее трех месяцев после их списания. При этом нет никаких указаний о сроках сдачи отработанных батарей предприятиями, эксплуатирующими их в составе специальной техники. Зачем понадобилось особо выделять “транспортные” аккумуляторы — нам непонятно.

Экологический денежный заклад

Вопрос о том, что такое экологический денежный заклад, кем и кому он уплачивается, наверняка возникнет у того главбуха или директора, который наткнется на п. 9.10 Правил:

“После сдачи отработанных АБ в специализированное подразделение производителя, или предприятие по утилизации, или предприятие, транспортирующее отработанные АБ по договору с предприятием по утилизации, в соответствии со статьей 19 Закона Украины “О химических источниках тока” в течение одного месяца предприятия и организации, уплатившие денежный заклад в Государственный бюджет и выполнившие обеспеченное закладом обязательство, обращаются за возмещением экологического денежного заклада. Экологический денежный заклад возмещают в соответствии с законодательством”.

Действительно, в ст. 19 Закона рассказывается об экологическом денежном закладе, который уплачивается на специальный счет Госбюджета в качестве обеспечения исполнения потребителем обязательства сдать отработанные химические источники тока для утилизации на специализированное производство или, специализированное предприятие (их приемные пункты).

Такой заклад обязаны уплачивать юрлица и физлица-предприниматели, использующие в своей деятельности химические источники тока мощностью 7 А/час и более.

Размер заклада составляет 5% от цены аккумулятора (без НДС). Расчет его суммы производится ежеквартально в отношении аккумуляторов, введенных в эксплуатацию и/или приобретенных в предыдущем квартале. При этом расчет осуществляется с даты ввода аккумуляторов в эксплуатацию, но не позднее трех месяцев со дня их приобретения; уплата — не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

При передаче предприятием отработанных аккумуляторов на утилизацию общая сумма экологического денежного заклада, рассчитанного для уплаты в соответствующем периоде, уменьшается на сумму заклада, соответствующего сданным аккумуляторам.

Субъекты предпринимательской деятельности, выполнившие свое обязательство, вправе обратиться за возмещением заклада в течение месяца после сдачи отработанных аккумуляторов на утилизацию. Возмещение происходит в течение трех месяцев со дня обращения.

Так это выглядит по нормам Закона. Однако есть один “маленький” нюанс: согласно последнему абзацу ст. 19 Закона порядок расчета, уплаты, учета, отчетности, перечисления на специальный счет Госбюджета экологического денежного заклада, возмещения его сумм в случае выполнения обеспеченного обязательства и порядок использования средств, оставшихся на бюджетном спецсчете после возмещения сумм экологического денежного заклада, определяются Кабинетом Министров Украины. На сегодняшний же день Кабмин не издал соответствующих указаний.

Таким образом, экологический денежный заклад на практике никем не уплачивается и не может уплачиваться на законных основаниях. Что, разумеется, только радует многочисленных пользователей автоаккумуляторов.

Гарантийное обслуживание и ремонт

В отношении гарантийного обслуживания и ремонта аккумуляторов Правила наконец-то четко и однозначно указали, к какой категории относятся эти изделия (до сих пор в законодательстве таких прямых указаний не было).

Во-первых, в п. 10.2 Правил заявлено, что автоаккумуляторы относятся одновременно и к сложным комплектующим изделиям, на которые выдается отдельная гарантия, и к продукции производственно-технического назначения, которая может быть использована в быту, в частности в составе транспортных средств автоперевозчиков. Поэтому на них распространяется действие Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров, утвержденного Постановлением КМУ от 11.04.2002 г. № 506.

Во-вторых, пунктом 10.3 Правил установлено, что аккумуляторы, приобретенные в составе транспортных средств, должны обеспечиваться техобслуживанием, ремонтом или заменой в рамках гарантийной наработки. Такие гарантийные обязательства выполняются продавцом автомобиля (производителем, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту транспортного средства) в соответствии с Порядком гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, утвержденным приказом Минпромполитики Украины от 29.12.2004 г. № 721.

Не будем подробно останавливаться на требованиях к гарантийным обязательствам (срокам, порядку их установления и т. п.). Отметим лишь, что любые разногласия между потребителем и производителем, продавцом и т. п. относительно происхождения дефектов и причин их возникновения устраняются с привлечением экспертов по вопросам утраты потребительских свойств аккумуляторов.

Такую экспертизу проводят юридические и физические лица, имеющие право на данную деятельность согласно Порядку проведения государственной аккредитации физических и юридических лиц на право проведения научной и научно-технической экспертизы, утвержденному приказом Миннауки Украины от 12.01.2004 г. № 12. Эксперты должны быть финансово и организационно независимы от разработчика, производителя, поставщика, продавца и собственника транспортного средства и не могут быть разработчиками или производителями аккумуляторов, по которым проводится экспертиза. Само собой разумеется, они должны иметь соответствующую квалификацию.

Обратите внимание на довольно жесткие требования к оформлению экспертного заключения. В нем обязательно указываются реквизиты государственного свидетельства на право проведения научной и научно-технической экспертизы (серия, номер, дата выдачи, сфера научно-технической деятельности, дата, до которой данное свидетельство действительно). При этом лица, проводящие экспертизу без дополнительной аккредитации (без свидетельства), указывают это в своем заключении.

Заключение оформляется на бланке письма эксперта (кроме физических лиц) в произвольной форме за подписью руководителя (заместителя руководителя) экспертной организации. Эксперты-физлица подписывают заключение лично.

Если же заключение эксперта не вносит ясности (или какая-то из сторон с его выводами не согласна), то спорные вопросы решаются в судебном порядке.

Если в результате окажется, что утрата потребительских свойств аккумулятора произошла из-за недостатков конструкции и/или производства, то производитель (продавец, производитель работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) возмещают потребителю ущерб в объеме не меньше рыночной стоимости аккумулятора на дату принятия претензии с учетом использованного потребителем ресурса. Указанная величина определяется в соответствии с Эксплуатационными нормами среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденными приказом Минтранссвязи Украины от 20.05.2006 г. № 489.

Потребитель утрачивает право на гарантийные обязательства производителя (продавца, производителя работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в случае нарушения установленных производителем правил эксплуатации аккумуляторов и автомобилей, а также норм рассматриваемых Правил.

Действие гарантийных обязательств прекращается также в случае нарушения потребителем договорных обязательств с производителем (продавцом, производителем работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту) в отношении правил эксплуатации аккумуляторов.

Контроль и ответственность

В соответствии со ст. 22 Закона государственный контроль в сфере химических источников тока, в частности, осуществляют:

— центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации — за соблюдением требований госстандартов относительно технологических процессов производства, а также за обеспечением качества химических источников тока и их утилизацией;

— центральные и местные органы исполнительной власти по вопросам охраны окружающей среды — за обеспечением экологической безопасности производства химических источников тока, а также за ведением учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачей их на утилизацию;

— центральные органы исполнительной власти — за лицензированием деятельности в сфере химических источников тока. Кроме того, эти органы занимаются координацией деятельности субъектов, подчиненных им или относящихся к сфере их управления (разработчиков, производителей, импортеров, продавцов, покупателей, потребителей, специализированных предприятий по утилизации и других юридических и физических лиц, участвующих в отношениях, возникающих при разработке, производстве, реализации, импорте и эксплуатации химических источников тока, а также их заготовке и утилизации).

Закон не устанавливает для нарушителей специальной ответственности, ограничиваясь общей формулировкой “согласно закону”. А вот в Кодексе об административных правонарушениях на этот счет имеется отдельная статья:

“Статья 82-7. Нарушение требований законодательства в сфере химических источников тока

Нарушение порядка учета приобретения и эксплуатации химических источников тока или порядка учета объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию —

влекут наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непредоставление в установленном порядке информации или предоставление недостоверной информации относительно объемов приобретения и эксплуатации новых химических источников тока, объемов накопления отработанных химических источников тока и передачи их на утилизацию —

влекут наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Непередача в установленном порядке отработанных опасных химических источников тока мощностью 7 А/ч и более на утилизацию предприятиям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по заготовке и утилизации отработанных химических источников тока,-

влечет наложение штрафа на граждан от одного до трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от пяти до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан”.

Кроме того, не следует забывать, что в результате нарушения правил утилизации аккумуляторов может произойти загрязнение окружающей природной среды. А это уже влечет специальные экологические санкции — вплоть до уголовной ответственности.

* Вообще-то, правильнее было бы называть эти вещи “аккумуляторными свинцовыми стартерными батареями” (как, собственно, они и называются в Правилах). Но мы для простоты назовем их по-бытовому — просто аккумуляторами.

Алена Мышкина,
юрист

Сергей Коваль,
юрист

Газета “Фортекс” № 35/2008 (№ 295), от 22.08.2008 г.

Аккумуляторы автомобильные в бухгалтерском учете

Квитанции на оплату членских взносов:

Учет автомобильных шин и аккумуляторов

В.Ю. Галенко, главный бухгалтер ОАО «Трансэлектромонтаж», действительный член ИПБ Московского региона

Продолжая рассмотрение вопроса[1] об организации учета в компаниях, имеющих большой парк автомобильного транспорта и специальной техники, остановимся на особенностях учета таких дорогостоящих расходных материалов, как автомобильные шины и аккумуляторы.

Учет автомобильных шин

Автомобильные шины – ресурс не вечный, и при превышении установленного заводом-изготовителем нормы использования или при повреждении они подлежат замене. Для контроля использования шин организации могут установить (п. 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н)):

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц, которым предоставлено право на получение и отпуск материально-производственных запасов;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Как правило, первичными учетными документами по оформлению движения автомобильных шин в организации являются:

  • документы о приемке и оприходовании автомобильных шин;
  • различные карточки или ведомости учета автомобильных шин, выданных в эксплуатацию;
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

Приобретаемые автомобильные, автобусные шины, шины для сельскохозяйственных машин, мотоциклов и мотороллеров должны иметь сертификат (письмо Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.04.2011 № А3-101-32/3615 «О продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в системе сертификации ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования»).

В настоящее время при учете и эксплуатации автомобильных шин можно руководствоваться прекратившими свое действие, но разрешенным к применению письмом Минюста России от 21.09.2009 № 03-2609 Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04) (утв. распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р). Согласно этим Правилам, не допускаются к установке на одну ось автомобилей шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованных и неошипованных, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора (пункты 36-37 Правил эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04)).

Еще одним документом, которым можно воспользоваться при составлении регламента (порядка) использования шин в организации являются Правила эксплуатации шин для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин (утв. Миннефтехимпромом СССР 19.11.1976).

Обязателен к применению организациями – собственниками транспортных средств еще один документ – Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02), утвержденные Минтрансом России 04.04.2002. Информационным письмом Минтранса России от 07.12.2006 № 0132-05/394 сообщается, что данный документ действует без ограничения срока действия до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Итак, на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, следует заводить карточку учета ее работы. Форму, как было указано выше, можно разработать самостоятельно или воспользоваться формой, приведенной в приложении № 12 к Правилам № АЭ 001-04 (см. на с. 28).

После окончания срока эксплуатации автомобильных шин, как правило, по причинам, которые можно найти в Приложении № 9 к Правилам эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), в постановлении Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), данные из карточек учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные факты хозяйственной жизни организаций.

Иногда утилизированные автомобильные шины приходуются на склад по весу в прейскурантных ценах, по которым они в дальнейшем сдаются на шиноремонтные заводы. При этом данное поступление отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 10 «Материалы», субсчет 10.6 «Прочие материалы».

В целях бухгалтерского и налогового учета автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаются в его первоначальную стоимость. Приобретаемые же отдельно автомобильные шины являются оборотными активами, подлежащими отражению в качестве материально-производственных запасов (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат (п. 93 Методических указаний № 119н, ПБУ 5/01, п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При передаче в эксплуатацию автомобильные шины так же, как и другие виды материально-производственных запасов, оцениваются одним из способов, предусмотренных пунктом 16 ПБУ 5/01:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

В бухгалтерском учете организации приобретение и отпуск автомобильных шин для установки на автомобиль будут отражены следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 10.5 Кредит 60

– приобретен комплект резины для автотранспорта;

Дебет 19 Кредит 60

– отражена сумма НДС, предъявленного поставщиком;

Дебет 68.НДС Кредит 19

– принята к вычету сумма НДС, предъявленного поставщиком;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44, 91) Кредит 10.5

– переданы в эксплуатацию шины для установки на автомобиль.

При смене сезонных шин принятие их к бухгалтерскому учету в организации следует отражать записями по дебету счета 10, субсчет 5 в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44, других).

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, определяемого исходя из пробега. Таким образом, производится уменьшение затрат на производство текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

Определить стоимость снятых автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин, а также на вышеупомянутые Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (РД 3112199-1085-02).

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин с использованием поправочных коэффициентов в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега (п. 3.3 Временных норм).

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет 40 000-45 000 км. Для шин иностранного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег российских шин грузовых автомобилей может достигать 100 000 км, а шин зарубежного производства грузовых автомобилей – 180 000 км.

Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по формуле:

Стоимость возвращенных на склад шин