Дорогие зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

5 лучших зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

По назначению зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов можно разделить на две группы:

  • Зарядные устройства предназначены только для постепенной зарядки аккумулятора, их токоотдача не превышает 8 А. Попытка прокрутить двигатель стартером в то время, когда к аккумулятору подключено зарядное устройство, приведет к его повреждению или срабатыванию встроенной защиты: ток, потребляемый стартером, может превышать 100 А.
  • Пуско-зарядные устройства позволяют кратковременно отдать импульс большой мощности, помогая прокрутить двигатель. Обычно они используются, когда необходимо срочно завести машину, и заряжать аккумулятор до нужного уровня некогда.

При выборе лучшего зарядного устройства нужно учитывать много нюансов. Модели с ручной регулировкой тока дешевы, ими можно попытаться реанимировать даже долго пробывший в глубоком разряде аккумулятор – ток в начале процесса зарядки они практически не принимают. Автоматические зарядные устройства в этом случае, не воспринимая нагрузку на своих клеммах, просто-напросто не начинают зарядку. С другой стороны, процесс полной зарядки аккумулятора занимает много времени, и в этом плане автоматические зарядные устройства предпочтительнее – они плавно снижают зарядный ток по мере набора заряда и отключаются по завершению процесса. Оставив же без присмотра аккумулятор, заряжаемый постоянным током, небезопасно, особенно если у него нельзя вывернуть пробки – возможен взрыв из-за бурного «кипения» электролита.

Хорошее зарядное устройство должно предусматривать и режим десульфатации. Что это такое? При эксплуатации свинцово-кислотного аккумулятора на его пластинах со временем образуются труднорастворимые кристаллы сульфата свинца, особенно если он долго хранится в разряженном состоянии. Со временем из-за этого снижаются емкость и токоотдача аккумулятора, он хуже принимает заряд. Для профилактики или восстановления аккумулятора на него подаются кратковременные импульсы большой мощности, сочетаемые с последующим подключением к нагрузке, то есть постоянные циклы заряда/разряда. Если аккумулятор не поврежден безвозвратно, то его состояние удается заметно улучшить и отсрочить замену.

Интеллектуальные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов

Наверняка у каждого автолюбителя в гараже под слоем вековой пыли лежит святыня 60-х годов — зарядное устройство для аккумулятора. Доисторические приборы напоминают гиперболоиды инженера Гарина и работают с такой же стабильностью. Одним внешним видом они внушают уважение и священный трепет, а алгоритм их использования известен только посвященным в тайны гаражных шаманов середины прошлого века.

Содержание:

Что такое интеллектуальное ЗУ

Автомобили стали умнее, чем ядерные подводные лодки, ровесники этих самых устройств, но несмотря на это, аккумуляторы практически не изменились. Не изменился и порядок их обслуживания. На смену трансформаторным двадцатикилограммовым гиперболоидам приходят новые зарядные устройства. Интеллектуальные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов — это едва ли не самая совершенная система по обслуживанию АКБ любого типа, а для гелевых и еще более современных систем, единственная работоспособная.

Стандартный свинцовый аккумулятор, независимо даже от состава его пластин, остался по сути тем же, чем он и был сто лет назад. Он требует соблюдения правил по уходу не меньше, чем его обслуживаемые предки, которые, между прочим, служили гораздо дольше, чем новые модели. Срок службы кислотно-щелочного АКБ номинально составляет 4-5 лет при условии правильного заряда, контроля уровня электролита и его плотности. Старые же батареи с пробками и с эбонитовыми корпусами служили чуть ли не вдвое дольше, но в умелых руках. Сегодня импульсные интеллектуальные ЗУ полностью способны заменить эти самые умелые руки.

Преимущества устройств на микроконтроллере

Современное зарядное устройство представляет собой компактный прибор с интеллектуальным алгоритмом зарядки и микропроцессорным управлением. Схема устройства показана выше для примера. Не станем вдаваться в тонкости правил зарядки АКБ, но даже исправная батарея не всегда может обойтись без периодического санаторного лечения, которое обеспечивает выносное ЗУ. Генератор, в принципе, способен поддерживать правильный заряд батареи длительное время, но стабильность качества зарядного тока не гарантируется ничем. Микропроцессорные ЗУ предлагают массу преимуществ, среди которых выделим основные:

  • минимизация расходов на обслуживание батарей;
  • срок службы АКБ увеличивается в несколько раз, в зависимости от степени износа;
  • возможность полного восстановления работоспособности даже засульфатированных АКБ;
  • пролонгирование старения пластин;
  • полная автоматизация процесса заряда;
  • ток отдачи батареи увеличивается и стабилизируется.

Особенности интеллектуальных ЗУ

Волшебство какое-то? Ничего подобного. Все просто. Интеллектуальное микропроцессорное ЗУ с компьютерным блоком не требует от владельца глубоких знаний циклов заряда, точных измерений, замеров времени, постоянного слежения за падением напряжения и изменением зарядного тока. А ведь именно это и есть гарантия качественной зарядки, которая обеспечить аккумулятору долгую и счастливую жизнь.

Основной особенностью микропроцессорного интеллектуального зарядного устройства есть тот факт, что пользователю достаточно знать только емкость батареи. Импульсные устройства работают по похожему принципу, но они не имеют возможности контролировать и оценивать состояние АКБ. Им, в принципе, все равно, что происходит с батареей и алгоритм зарядки убитого аккумулятора и новенького у них один. В этом-то и прелесть интеллектуальных устройств.

Для сравнения, процесс зарядки стандартным импульсным ЗУ выглядит примерно так: устройство заряжает батарею до номинального показателя, после чего идет этап разрядки. Цикл полной зарядки может длиться до двух дней, при этом нужно постоянно контролировать, чтобы устройство на превысило ток заряда и чтобы уровень электролита поддерживался в норме, возможны закипания и замыкания батареи, а при несоблюдении технологии пластины могут попросту осыпаться.

Принцип работы и режимы

Интеллектуальное ЗУ работает по другому принципу. Основные циклы зарядки проходят в первые пять часов. После этого, в зависимости от емкости и состояния батареи, устройство добивает заряд, подстраивая параметры и характеристики тока под состояние батареи. Это занимает еще два-три часа. В большинстве интеллектуальных ЗУ существует режим адаптивного автоматического заряда, когда время до полной зарядки может занимать вообще от 50 минут до полутора часов. Время тоже сильно зависит от емкости батареи и ее состояния.

В отличие от ЗУ на полевых транзисторах, зарядка на микроконтроллере имеет функцию лечения засульфатированных батарей, а вот полный перечень функций, доступных для ЗУ с компьютерным блоком:

  1. Десульфатация. В этом режиме ЗУ проводит импульсный заряд и разрушает твердые кристаллы сульфатов, которые образуются вследствие длительного простоя батареи или полного разряда.
  2. Плавный старт. Устройство строго контролирует состояние АКБ и обеспечивает постоянную зарядку, не превышая 12 вольт зарядного напряжения.
  3. Тестовый режим. Микропроцессор проводит ряд тестов и делает выводы о следующем этапе зарядки — либо оно выбирает плавную зарядку, либо импульсную.
  4. Режим восстановления. Используется для восстановления емкости убитых батарей, причем восстановление проходят даже самые безнадежные пациенты.

Еще один плюс интеллектуальных зарядных устройств в том, что они могут работать фактически любым типом АКБ — гелевыми, AGM, сурьмянистыми и кальциевыми. Поскольку такой рудимент гиперболоидов, как катушка, в конструкции отсутствует, то устройство получается невероятно компактным и легким. Вес самого мощного адаптивного интеллектуального ЗУ не превышает 1,5-2 кг.

В зависимости от модели, цена интеллектуальных ЗУ составляет от 2 до 6 тысяч рублей. Есть и более дорогие устройства, но их цена едва ли порадует частника. Никаких ограничений в использовании таких устройств нет, поэтому уже сегодня можно здорово сэкономить на покупке новых аккумуляторов. Следите за амперметром и удачных всем дорог!

Как правильно выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Всем счастливым обладателям автомобилей обязательно рекомендуется иметь зарядное устройство для аккумулятора, поскольку АКБ периодически нуждается в подзарядке. Кроме того, нередко бывают ситуации, когда автомобиль стоит продолжительное время. После этого для успешного запуска мотора обязательно потребуется зарядка. В зимнее время года потребность в зарядном устройстве становится ещё более актуальной, поскольку низкие температуры являются стрессом для аккумуляторной батареи. Так, что если приобрели автомобиль, то обязательно нужно купить зарядное устройство (ЗУ). Оно вам понадобится очень скоро. А мы поможем сделать выбор зарядного устройства для аккумуляторной батареи.

Перед выбором ЗУ

Ещё до похода в магазин или посещения интернет-магазина для выбора зарядного устройства вы должны выяснить всю информацию о своём аккумуляторе. Тип и характеристики автомобильного аккумулятора оказывают непосредственное влияние на выбор ЗУ.

Есть и другие виды аккумуляторов для автомобилей, но они распространены значительно меньше. Поэтому выбирать под них зарядное устройство не имеет смысла. В подавляющем большинстве автомобилей, передвигающихся по дорогам, установлены аккумуляторные батареи типа WET. Это стандартные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом (водный раствор серной кислоты). Для того типа АКБ подходят все виды автомобильных зарядных устройств.

А вот для батарей AGM и GEL подходят далеко не все ЗУ. Эти аккумуляторы вместо жидкого электролита имеют серную кислоту в связанном виде: в виде пропитки стекловолокна (AGM) или геля (GEL). Эти аккумуляторы чувствительны к перезаряду и скачкам напряжения. Поэтому для их зарядки следует приобретать либо специальные ЗУ, либо универсальные модели, которые имеют отдельный режим для работы с подобными АКБ. Подробнее об этом читайте в статье «Зарядное устройство для гелевых аккумуляторов».

Второе, на что нужно обратить внимание, это номинальное напряжение аккумулятора. Практически на всех легковых автомобилях стоят АКБ с напряжением 12 вольт. Некоторые модели аккумуляторов для грузовых автомобилей и спецтехники имеют номинал 24 вольта.

Также выясните номинальную ёмкость вашей батареи. Это значение также будет использоваться при выборе зарядного устройства. Теперь у вас на руках есть тип, напряжение и ёмкость АКБ. Переходим к выбору зарядного устройства для аккумулятора.
Вернуться к содержанию

Виды зарядных устройств для АКБ

По назначению ЗУ можно разделить на три основные группы:

При выборе типа устройства вам нужно продумать, как вы его будете использовать. Если автомобиль стоит у вас в месте, где подведено электричество, то можно взять пуско-зарядное устройство. Тогда при севшей АКБ можно будет осуществить пуск двигателя. Если вы собираетесь использовать устройство только для зарядки, то нет смысла переплачивать.

Можно также выделить виды зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов по их устройству:

Импульсные ЗУ имеют небольшой вес и габариты. В их составе имеется инвертор и защита от замыкания. Трансформаторные модели более громоздкие, поскольку в их конструкции предусмотрен выпрямитель и трансформатор. Импульсные ЗУ более современные, совершенные и удобные. Несмотря на то что они дороже трансформаторных, рекомендуем покупать именно импульсные модели.

Основные характеристики зарядных устройств

Ниже мы рассмотрим основные характеристики ЗУ, на которые следует обратить внимание при выборе, и дадим необходимые пояснения.

Режимы работы

Чтобы выбрать правильное ЗУ для своего аккумулятора, в начале статьи мы говорили о выяснении типа батареи. Для наиболее распространённых моделей WET подойдут все устройства, а вот для AGM и GEL. Но в продвинутых моделях должны присутствовать специальные режимы для зарядки гелевых аккумуляторов. Эти батареи очень чувствительны к превышению напряжения зарядки. Если для WET батареи напряжение в 15 вольт не критично, то для гелевых оно может привести к необратимым изменениям. От повышенного напряжения гель или стекловолокно начнёт отслаиваться от пластин и АКБ потеряет свои характеристики. В худшем варианте аккумулятор вспучит и он выйдет из строя.

Стоит также отметить, что в продаже есть устройства, которые позволяют заряжать сразу несколько автомобильных аккумуляторов при последовательном или параллельном соединении. Но это скорее может пригодиться профессиональным аккумуляторщикам, которые заряжают АКБ на поток. Для обычного автолюбителя нет смысла переплачивать за такие «фишки».
Вернуться к содержанию

Напряжение, выдаваемое ЗУ

Напряжение, которое выдаёт зарядное устройство, должно соответствовать номинальному напряжению АКБ, которое Вы должны были выяснить перед выбором. Практически все современные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов выдают напряжение 12 вольт. Вторые по популярности ЗУ с возможностью зарядки АКБ номиналом 24 вольта. Реже встречаются зарядные устройства, которые выдают напряжение 6 вольт. Этот режим пригодится при зарядке соответствующих батарей для мотоциклов, скутеров и т. п. В идеале ЗУ должно иметь возможность ручной установки напряжения, но такие модели встречаются редко.

Ток зарядки

Для того, чтобы правильно подобрать зарядное устройство по этому параметру, в начале статьи мы узнали номинальную ёмкость АКБ. Ток зарядки не должен быть выше 10 процентов от ёмкости батареи. То есть, распространённые аккумуляторы 55 А-ч для легковых автомобилей нужно заряжать током не более 5,5 ампер. Исключение режим Boost, о котором говорилось выше. Но и с ним нужно знать меру. Ток в при ускоренной зарядке не должен превышать 30 процентов от стандартного значения. Для той же батареи 55 А-ч это максимальное значение силы тока в режиме Boost не должно быть выше 5,5 + 5,5*0,3 = 7,15 ампер.

Помните, что заряжать высоким током следует только в нестандартных ситуациях, когда требуется срочная ускоренная зарядка. Постоянно этот режим использовать нельзя, поскольку это снижает срок службы АКБ.

В идеале зарядное устройство должно иметь возможность ручной регулировки тока. При прочих равных советуем выбирать именно такие ЗУ. Тогда при необходимости можно будет провести зарядку АКБ на малом токе. Ведь большинство ЗУ в автоматическом режиме сами подбирают ток. Но для более полной и качественной зарядки лучше вести её малым током при постоянном напряжении. Это будет дольше, но значительно лучше. Если аккумулятор заряжать в таком режиме, то его пластины значительно меньше будут подвержены сульфатации. Поэтому с уверенностью можно сказать, что ЗУ с регулировкой тока заряда – это правильный выбор.
Вернуться к содержанию

Виды защиты и безопасность

При покупке зарядного устройства поинтересуйтесь у продавца, какие виды защиты имеет та или иная модель. Все современные ЗУ должны иметь защиту от перегрева, а также он неправильного подсоединения клемм устройства к выводам АКБ.

Некоторые компании-производители ЗУ

Давайте вкратце рассмотрим некоторых популярных производителей зарядных устройств, чтобы вам легче было сделать выбор. Трудно однозначно сказать, какое зарядное устройство для автомобильного аккумулятора лучше из всего изобилия на рынке. Но, рассматривая продукцию разных производителей, можно найти что-то оптимальное и сделать правильный выбор.

Начнём с российских производителей. Отечественная компания «Калибр» выпускает достаточно широкий спектр устройств для зарядки автомобильных аккумуляторов по демократичной цене.

В качестве примера можно привести ЗУ-100. Устройство обойдётся по цене около 3 тысяч рублей. Можно заряжать АКБ ёмкостью от 20 до 100 А-ч и номиналом 12─24 вольта. Также можно отметить ЗУИ-8, которое зарядит АКБ в полностью автоматическом режиме. Зарядное устройство Калибр ЗУ-700 подойдёт для зарядки мощных аккумуляторных батарей ёмкостью от 92 до 250 А-ч.

Зарядные устройства «Сорокин»

Доступные зарядные для аккумулятора продаются компанией «Сорокин». Инструмент под брендом «Сорокин» проектируется в России и выпускается на отечественных и зарубежных предприятиях. В качестве примеров можете посмотреть зарядные устройства ниже с различными характеристиками:

ЗУ Сорокин 4A 6/12В

ЗУ Сорокин 4A 6/12В

ЗУ Сорокин 15A 12В Boost

Как сообщается на сайте производителя, все эти устройства можно использовать для зарядки аккумуляторных батарей WET, AGM, GEL.
Вернуться к содержанию

ЗУ «Ресанта»

Этот латвийский производитель предлагает пусковые аккумуляторы, которые укомплектованы аккумуляторной батареей. Благодаря этому, устройство поможет запустить мотор, если сел аккумулятор вдали от электросетей.

ПУ-1 12В 7А-ч 250А

ПУ-2 12В 17А-ч 400А

Прибор ПУ-2, как более дорогая модель, ещё имеет интерфейс USB, компрессор, фонарик.
Вернуться к содержанию

Зарядные устройства «Telwin»

Известная итальянская фирма выпускает высококачественные ЗУ самого разного назначения.

Среди наиболее доступных можно назвать NEVATRONIC 12, T-CHARGE 12, которые подходят для зарядки всех типов аккумуляторов (WET, AGM, GEL) номиналом 12 вольт. Есть и профессиональные модели типа STARTRONIC 530 по заоблачным ценам.

Под брендом «Aiken» у нас выпускаются по лицензии широкая гамма зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов. Ниже приведены некоторые широко распространённые модели.

Диапазон цен на ЗУ «Aiken» составляет от 1700 до 3200 рублей.
Вернуться к содержанию

Непростой выбор

Выше была приведена лишь малая часть моделей и производителей зарядных устройств из тех, что присутствуют на рынке. На самом деле моделей ЗУ гораздо больше и неискушённый покупатель в них легко потеряется. Если отбросить все технические детали, то выбирать можно следующим образом.

Если Вам периодически требуется зарядное устройство (не ездили длительное время, аккумулятор сел в холодное время года и т. п.), тогда берите недорогую модель без лишних «наворотов». Лучше берите простое функциональное устройство без регулировок и переключателей.

Опытные автовладельцы, которые любят контролировать процесс зарядки могут приобрести функциональное ЗУ со встроенным амперметром, функцией регулировки зарядного тока и другими продвинутыми опциями.

Для владельцев батарей типа AGM и GEL нужно обязательно поинтересоваться, имеет ли зарядное устройство функционал для зарядки таких АКБ.